Окинава тэ - искусство воспитания

Опубликовано: 
журнал "Япония сегодня" N11 ноябрь-2000 г.

Многие знают, что свое происхождение и разнообразные стили каратэ ведут от общих корней — окинавских школ рукопашного боя. Этих школ не так уж много, и популярность их в мире тоже не так велика, как у спортивного каратэ, но все же они культивируются и в Европе, и в Америке, и у нас в России. Общее название этих стилей — окинава-тэ.
Окинавские боевые искусства известны своей жесткой манерой ведения боя, но мало кто знает, что в большинстве школ окинава-тэ спарринг (КУМИТЭ) не является главной тренировочной дисциплиной. Как правило, кумитэ практикуют лишь ученики, не достигшие уровня первого дана. Мастерам для совершенствования остаются ката (канонизированные формы), кихон-кумитэ (работа в паре) и работа с оружием. Объяснений этому может быть несколько, и прежде всего это связано с опасной приближенностью правил кумитэ к настоящему бою — любой спарринг проводится в полный контакт. К тому же окинавские мастера предпочитают минимизировать условности и избегать запрещения опасных приемов, считая, что правила боя смоделированы с правил жизни или наоборот. Если в бою нельзя бить в какие-то зоны, то человек привыкает к этому и в его обороне образуются пустоты. Точно так же и в жизни создаются пустоты мировосприятия, которые делают человека уязвимым. Хотя из-за явной опасности остаться без напарника ограничения все равно существуют, проблема сводится не к правилам официальным, а к правилам самоконтроля. На Окинаве считают, что воспитание бойца — самая важная проблема в настоящих Будо, тем более что ученики здесь приобретают реальные боевые навыки не через 5-6 лет, а через несколько месяцев занятий. Воспитать в эти короткие сроки высокую внутреннюю ответственность очень сложно, и многие окинавские мастера искусственно сужают круг посвященных, замыкаясь в родовых рамках. Часто это становится палкой о двух концах — школы перестают прогрессировать и вырождаются. С другой стороны, воспитание, которое столь важно в окинава-тэ, действительно можно получить, лишь пребывая в контакте с мастерами. Из-за этой особой привязанности к учителю и необходимости постоянно находиться в атмосфере школы распространение окинава-тэ сильно затруднено.
Конечно, старым мастерам трудно преодолеть растущую глобализацию боевых искусств, и тенденция к сближению спортивного каратэ и школ окинава-тэ становится все сильнее. Многие известные мастера все же считают, что школы окинава-тэ должны быть более открытыми, они призывают превратить их в «колодцы, из которых каждый может почерпнуть знания». Но при этом, окинава-тэ не должно вырождаться в спортивное каратэ. Многие виды японских Будо не имеют проблем спортивного каратэ. В кэндо есть удар, в кюдо — выстрел, в дзюдо — бросок. В спортивном же каратэ, говорят сэнсэи, часто побеждает тот, кто слабее, и вся система превращается таким образом в зазеркалье, жить в котором окинавцы не хотят.
Существует ли окинава-тэ в России? Да, существует. Мастера некоторых школ (а окинава-тэ, повторюсь, это общее название целого куста клановых стилей рукопашного боя) обучали в своих додзё и нескольких русских учеников. Президент Федерации окинава-каратэ России В.В. Майстровой считает, что, хотя в принципе различие в Будо по расовому признаку невозможно, особенности постижения боевых искусств в нашей стране все же существуют. «Учитывая, что аспект уважения, в том числе самоуважения, в окинава-тэ — самое главное, для нас сейчас это особенно актуально, — говорит Валерий Майстровой. - У нас не может существовать Будо в том понимании, как у японцев. Японское Будо — это чаще всего глубоко укоренившийся традиционный фитнесс. У нас же люди слишком озабочены другими проблемами, чтобы об этом задумываться. У наших людей стремление понять смысл Будо сейчас сильнее, чем у японцев. Неважно, какое это Будо — по-русски, по-японски, если вообще их так можно делить. Чистота душевная важна прежде всего. Нельзя учить учеников честности и следованию традициям, если не делаешь этого сам».

С. Капитанов