Мастера окинавского каратэ может остановить только пуля

Опубликовано: 
журнал "Додзё" № 1 (2002 г.)

Широкую известность среди поклонников восточных единоборств Валерий Майстровой получил несколько лет назад. И произошло это не только благодаря публикациям в ряде известных спортивных и мужских изданий ("Кэмпо", "Татами и ринг", "Медведь"). Славу ему и его школе Синдо-рю принесли, прежде всего, громкие победы учеников на самых жестких турнирах боевых искусств - Чемпионате Евразии по боям без правил, боевому самбо, рукопашному бою, джиу-джицу. Сегодня Валерий Вадимович Майстровой, обладатель 6-го дана Сёрин-рю, член совета директоров Всемирной федерации Окинава каратэ, шеф-инструктор Европейского региона и президент Федерации Окинава каратэ России, в гостях у журнала "Додзё".

 
"Додзё": Валерий, как Вы пришли в каратэ?
В.М.: Это было начало 80-х, когда каратэ было под строжайшим запретом. Тренировались в каких-то клубах, спортзалах на окраине, маскируясь под баскетболистов, волейболистов и еще неизвестно под кого. Естественно, никаких упражнений с оружием, никаких каратэги, поясов. Признак мастера - черные штаны с черной майкой. На входе в зал ставили двоих человек с баскетбольным мячом, которые в случае опасности подавали сигнал. Кроме этого, ежедневно по несколько часов тренировался дома.
 
"Додзё":Ваша школа известна своей жесткостью, если не сказать жестокостью. Сегодня мало кто проводит бои в полный контакт без перчаток и щитков, а для Ваших учеников, как я понимаю, это обычная практика. Как Вы пришли к такому жесткому стилю?
В.М.: Благодаря нашей армии. В части, куда я попал, процветала дедовщина. По натуре я очень спокойный человек, но не могу терпеть, когда меня унижают. Так что я восстал с первого дня, посчитав, что кое-что умею в каратэ и отобьюсь, если потребуется. Я пошел против системы и столкнулся с жестким прессингом. Драться приходилось по несколько раз в день в течение 7 месяцев. На практике наработал несколько ударов, которыми мог гарантированно уложить любого противника - смешно, но некоторые из них никак не вписывались в "каноны московского каратэ" того времени. Через какое-то время мои оппоненты поняли, что меня не сломать. А если "система" не может сломать человека, она его уничтожает. В один из моментов против меня вышло человек 15, с табуретками, штык-ножами и с одной целью - уничтожить. И тут совершенно неожиданно я впал в какое-то трансовое состояние - сказалось, наверное, многомесячное недосыпание и жесткий психологический и физический прессинг. Если раньше я дрался, защищая свое достоинство, свою жизнь, то в этот момент почувствовал, что мне все равно - жив я или мертв, исчез страх смерти. Это было "пустое сознание" (правда, я в то время не знал, как такое состояние называется...) - главная цель психорегуляции в боевых искусствах. Видимо, система самосохранения сама переключила мозг в такой режим. В результате бой не состоялся - противники посмотрели на меня, побросали табуретки и разошлись. Никто не рискнул начать. Этот бой, в котором я не нанес ни одного удара, я считаю самой большой своей победой.
В Москву я вернулся совсем другим человеком, с совершенно иным представлением о каратэ. Пошел в свою секцию и сказал: "Ребята, все, чем мы занимались - дерьмо. В реальном бою, когда ставка - жизнь ваше каратэ неэффективно, вы не сможете защитить себя. Это все красиво, но не более того". Меня не поняли. Пришлось уйти. Потом я обошел множество залов, провел кучу боев, показывая, что я умею. Естественно, отношения со сторонниками спортивного каратэ у меня не складывались: они называли мое каратэ убийством, а я заниматься бесконтактным каратэ или каратэ с ограниченным контактом уже не мог и не хотел. Дело дошло до того, что решил вообще бросить каратэ.
Но мне посчастливилось встретить настоящего учителя. Это был японский мастер Ханасиро Найто из школы Синдо-рю Сидзюитикай, продолжающей традиции боевого староокинавского каратэ. В Синдо-рю я нашел свое каратэ. Теперь я стараюсь передать его ученикам.
 
"Додзё": Синдо-рю - школа малоизвестная. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее. Чем она Вас так прельстила?
В.М.: "Синдо-рю" означает "Школа истинного пути". Эта школа - традиция семьи Ханасиро. Родоначальником ее почитается окинавский мастер Ханасиро Тёмо, ученик Итосу и Мацумуры.
Синдо-рю - самая жесткая школа окинавского каратэ. Важнейшие ее принципы -"иккэн хиссацу" (одним ударом наповал) и "мэцукэ сутэми" (хладнокровная решимость идти в бою до конца). Главные компоненты тренинга - практика ката, работа на снарядах (макивара, подвесной мешок и другие предметы) и кумитэ (различные варианты обусловленного и свободный бой).
Программа школы Синдо-рю предусматривает изучение 12 ката без оружия - Сандзюго, 5 ката Пинъан, Сантин, Бассай, Канку, Тинто, Вансю и Сэйэнтин - и 5 с оружием. Все безоружные ката должны быть изучены для получения мастерской степени сёдан (1-й дан). Затем начинается овладение техникой боя с оружием - с бо, сай, нунчаку, тонфа и кама. Высший дан, для получения которого сдается экзамен, - четвертый.
Что меня привлекло в Синдо-рю? Свободные бои в этой школе идут только в полный контакт, защитные приспособления не используются, правил как таковых не существует, весовых категорий тоже, запрещены только удары по глазам. Но это не значит, что после каждой тренировки мы кого-то везем на кладбище. Более того, за 10 лет в моей школе не было ни одного случая получения тяжелой травмы. Секрет прост -нужно владеть методикой подготовки. Методика тренировок (формирование мышечного корсета, умения держать удар, повышение порога выносливости и болевой чувствительности) - это эзотерическое знание школы, самый большой секрет. В других стилях каратэ люди по собственному разумению порой пробуют "работать" в полный контакт и получают тяжелейшие травмы, а все потому, что настоящей методики не знают. В Синдо-рю же уже через год занятий ученик может "работать" в полный контакт без травм. В этом состоит разница между истинной школой и имитацией школы. Увы, истинных школ мало.
 
"Додзё": Многие школы каратэ, ориентирующиеся на реальный бой, отказываются от практики ката. А как к ката относитесь Вы?
В.М.: В школе Синдо-рю, как и в других школах настоящего каратэ (которых и до второй мировой войны было немного, а сейчас осталось еще меньше) ката и кумитэ не противопоставляются. Это два способа, дополняющих друг друга и направленных на достижение одной и той же цели - формирование бойца. Но все же в Синдо-рю, как и в других традиционных школах, практика ката стоит на первом месте. Ведь каждое ката представляет собой не просто набор технических действий, присущих данному стилю, а, прежде всего, - медитативный поединок с несколькими противниками, различающимися ростом, силой, техникой, вооружением. Если подходить к практике ката с такой позиции, то она развивает способность бойца работать в бою на "автомате". Ведь именно в процессе динамической медитации "загоняются" в подсознание связки ударов руками и ногами, уклонов и блоков, выпадов и прыжков, захватов и бросков. Все дело в том, чтобы добиться исполнения ката именно на медитативном уровне. Иначе от этих упражнений действительно будет мало пользы в плане подготовки к реальному бою на смерть.
 
"Додзё": В каких странах мира представлена школа Синдо-рю?
В.М.: До совсем недавнего времени Синдо-рю практиковали лишь в четырех странах: в Японии на Окинаве, в США, Дании и России, причем число его последователей во всем мире исчислялось несколькими десятками (из них на Окинаве около 40 человек). Но за несколько последних лет мои ученики открыли филиалы также в Латвии, Азербайджане и Словакии. Возможно, читателям будет любопытно узнать, что моя ученица Танака Сумико создала второй в Японии филиал Синдо-рю в г. Иокогама. Можно сказать, что сейчас главным центром Синдо-рю стала Россия. Дело в том, что в табели о рангах нашей школы я не уступаю даже главному инструктору на Окинаве Коудзи Ёсихиро.
 
"Додзё": Ваше знакомство с каратэ состоялось в то время, когда это боевое искусство было под запретом, и соревнования не проводились. Участвуете ли Вы в соревнованиях сейчас?
В.М.: Нет. Мне давно неинтересно кому-то что-то доказывать. Зачем? Мне намного интереснее практиковать ката. Но мои ученики участвуют в различных международных соревнованиях по боям в полный контакт, в боях без правил. Хотя, какие это бои без правил?! Каждая организация, устраивая турнир, придумывает какие-то ограничения: это запрещено, то запрещено... Если вы объявляете, что это бои без правил, так давайте так и "работать". Каждый, выходя на татами, знает, на что идет. И еще. А с кем биться? На одном турнире я выпустил мальчишек, прозанимавшихся у меня по 2-3 года, ученическая степень 6-й кю, оранжевый пояс. Против них выходили "черные пояса", и все тяжелее - раза в полтора - моих ребят. Но в первом же бою на второй минуте мой ученик сломал нос "черному поясу", во втором другой мой ученик на третьей минуте сломал противнику, кстати, тоже "черному поясу", челюсть в двух местах, третий - выбил оппоненту несколько зубов и ударом в печень послал в нокаут. И это все ученики, оранжевые пояса. Кому и что мне еще доказывать? Что мне делать на татами?
Вообще, за 10 лет существования школы в Москве в нашем додзё побывали представители практически всех единоборств и боевых искусств и так называемые "уличные бойцы". Результат всегда был для них очень неприятным. Причем в нескольких случаях исход поединков был настолько близок к летальному, что практику подобных "товарищеских встреч" было решено прекратить.
 
"Додзё": Валерий, согласитесь: без указания дат, мест, имен противников наши читатели могут и не поверить Вашим словам... Вы же сами знаете, сколько раз нас пугали рассказами про страшные школы...
В.М.: Хотите фактов? Хорошо. Про неформальные и полуформальные встречи говорить не буду, хотя практически все эти бои засняты на видеопленку, и у меня лежат расписки участников, что они сознательно выходят на татами, знают на что идут и никаких претензий в случае получения травм предъявлять не будут. Назову только лучших учеников школы, защищавших ее честь на крупных турнирах, и лучшие их достижения. Юрий Пимкин - чемпион Евразии по боям без правил (Москва, 1999 г.), победитель Международного турнира по дзю-дзюцу (Москва, 1998 г.) и Открытого чемпионата Москвы по кэмпо "Честь воина" (1998 г.). Иван Богомазов - чемпион г. Москвы по боевому самбо, рукопашному бою, контактному каратэ (все звания -1998 г.), победитель в абсолютной весовой категории турнира по контактному каратэ "Latvia-Open" (2000 г.). С. Юдин - чемпион Москвы по боевому самбо (1998 г.), победитель Международного турнира по дзю-дзюцу (Москва, 1998 г.) и Открытого чемпионата Москвы по кэмпо "Честь воина" (Москва, 1998 г.), бронзовый призер Чемпионата России по Асихара-каратэ (1997 г.), победитель Открытого чемпионата Словакии по тайскому боксу (Братислава, 1999 г.). Максим Воротников - чемпион Москвы по рукопашному бою, серебряный призер 3-го Международного турнира по фулл-контакт каратэ причем и в ката и в кумитэ (Одесса, 2001 г.), серебряный призер Открытого чемпионата России по джиу-джицу по версии WKF (1999 г.), чемпион Болгарии по кик-боксингу (София, 1997 г.). Михаил Ксенчук - бронзовый призер Чемпионата Евразии по боям без правил (Москва, 1999 г.), серебряный призер Международного турнира по дзю-дзюцу (Москва, 1998 г.) и Чемпионата Москвы по боевому самбо (1998 г.). Антон Петров - серебряный призер Открытого чемпионата Москвы по каратэ Дайдодзюку (Кудо) (1996 г.), чемпион Москвы по контактному каратэ (1998 г.). Андрей Соснов - чемпион Москвы по боевому самбо 1998г., серебряный призер Международного турнира по дзю-дзюцу (Москва, 1998 г.). Я мог бы еще продолжать список, но не хочу злоупотреблять вниманием читателей. Добавлю лишь, что за 10 лет выступлений на соревнованиях мои ученики еще ни разу не оставались без призовых мест.
И вообще, я считаю, что по эффективности окинавскому каратэ аналогов нет. При соответствующем уровне владения этим боевым искусством бойца может остановить только пуля.
 
"Додзё": Такой жесткий стиль, вероятно, предъявляет очень высокие требования к ученику. Много ли у Вас учеников?
В.М.: Конечно, требования очень высокие, но мы же не бросаем новичка в первый же день в "мясорубку". Школа - на то и школа, чтобы вывести на нужный уровень, подготовить его к столкновению с реальностью. Поэтому в Федерации Окинава каратэ довольно много учеников - около 1000. С удовольствием занимаются у нас и девушки. Благодаря нашей методике, им удается достигать неплохих результатов. Одна девушка, прозанимавшись у меня год, попала в неприятную ситуацию. В подъезде на нее напал какой-то маньяк с ножом массой в 2 раза больше ее. Она выбила у него из рук нож, а когда он полез во второй раз, сломала ему руку - открытый перелом - и вызвала милицию. Приехавшие милиционеры, увидев этот "божий одуванчик" и громилу, развели руками. Все это зафиксировано в милицейском протоколе. Что самое главное, девушка до сих пор не может понять, как ей это удалось сделать. Вот в этом и есть одна из главных задач окинавского каратэ - научить человека "работать" на уровне подсознания, рефлекса.
 
"Додзё": Представители криминальных кругов не обращались с предложениями о работе?
В.М.: Обращались. И не раз. Но эти предложения я даже не рассматриваю, для меня это неприемлемо как по моральным соображениям, так и по духу, идеологии окинавского каратэ. Вот со спецслужбами я работал, консультировал инструкторов по рукопашному бою спецназа ГРУ, проводил семинары для аналогичных структур Словакии, Венгрии и Болгарии. Приглашали на постоянную работу в Чучково, но я не могу оставить свою школу в Москве.
 
"Додзё": Вы бывали на Окинаве?
В.М.: Да, мне посчастливилось посетить "остров каратэ" весной 1998 г. Я провел на родине каратэ месяц, сдал экзамен на 4-й дан по своей школе Синдо-рю, познакомился со многими известными мастерами. Создавая Межрегиональную федерацию Окинава каратэ, я планировал организовать в России обучение всем основным стилям - Сёрин-рю, Годзю-рю и Уэти-рю. Поэтому хотелось познакомиться с ними, что называется, "из первых рук". Для большинства каратистов это несбыточная мечта - на Окинаве не очень-то жалуют людей, шатающихся по залам. Но мой учитель Ханасиро Найто - человек очень уважаемый, и его рекомендательные письма открыли мне все двери. Основную массу времени я провел в хомбу-додзё (штаб-квартира) школы Мацубаяси-рю, тренируясь с ее главой Такаёши Нагаминэ, который по результатам экзамена присвоил мне 4-й дан. Некоторое время я учился у ведущего мастера Годзю-рю Яги Мэйтоку и его сына Яги Мэйтэцу. Ездил также в Кадэну в хомбу школы Уэти-рю. Благодаря этому, сейчас Межрегиональная федерация Окинава каратэ может предложить любителям каратэ занятия по четырем школам: Синдо-рю, Мацубаяси-рю, Годзю-рю и Уэти-рю.
 
"Додзё": Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей Федерации.
В.М.: Межрегиональная федерация Окинава каратэ России зарегистрирована Министерством Юстиции Российской Федерации (№ 4548 ) в соответствии с Федеральным Законом об общественных объединениях. Наша организация является официальным представительством в России Всемирной федерации Окинава-каратэ (The World Okinawa Karate federation) со штаб-квартирой в г. Наха на Окинаве. Президентом Всемирной федерации является Такаёши Нагаминэ, 10-й дан Мацубаяси-рю (Япония). Общее руководство организацией осуществляет совет директоров, в который, помимо Нагаминэ, входят также Яги Мэйтэцу, 10-й дан Годзю-рю, Гакия Ёсиаки, 9-й дан Кингай-рю (оба - Япония), Такаясу Такэми, 8-й дан Уэти-рю (Франция), Курт Орум, 6-й дан Дайкихаку-рю (Дания), Гленн Премру, 10-й дан Мацумура сэйто Сёрин-рю (США) и Валерий Майстровой, 6-й дан (Россия). Я являюсь шеф-инструктором Европейского региона. Поэтому штаб-квартира европейского и российского представительств Всемирной федерации находится в Москве. Центральным клубом Межрегиональной федерации Окинава-каратэ является Международный клуб боевых искусств "Синдо" (открыт в Москве в декабре 1989 г.). Тренировки проходят в 18 додзё, среди них - зал в спорткомплексе "Фестивальный", признанный в 1999 г. ЮНЕСКО "Лучшим додзё в Западной Европе".
 
"Додзё": Тренировки дорого стоят?
В.М.: Я никому не отказываю из-за денег. Кто может, тот платит, и платит дорого, кто не может, тот занимается бесплатно. Причем каждый этот вопрос решает для себя сам. Знания нельзя продавать за деньги.
 
Автор: Алексей Горбылёв